На рынке недвижимости Москвы выявлен рост активности банков и кафе.
Согласно оценкам экспертов компании JLL, на рынке стрит-ритейла Москвы наблюдается оживление спроса и увеличение бюджетов на аренду помещений по сравнению с концом 2014 года. К концу первого квартала 2015 года зафиксирован рост активности банков.
«Например, средний бюджет банков на аренду помещений площадью от 100 до 200 кв.м. поднялся по сравнению с концом 2014 года на 34% до 800 000р. У продуктовых магазинов и салонов связи - на 11%. А так же текущие бюджеты ниже тех, что арендаторы были готовы платить в начале 2014 года. Это объясняется тем, что в конце 2014 года арендаторы искали более выгодные предложения по цене значительно ниже рынка, но во многих случаях случаев им не удалось договориться, часть из них упустила выгодные локации, в результате в конце марта множество развивающихся компаний скорректировали свой бюджет в сторону повышения».
Повышения бюджеты на аренду, компании пытаются снизить общие затраты на объект, в частности на ремонт помещений, предпочитая помещения, которые прежде были заняты арендатором того же профиля. Помимо этого арендаторы питаются договориться о снижении ежегодной индексации ставки, арендных каникулах и так далее.
Примеры изменения бюджетов на арендную ставку.
С начала года основными драйверами спроса стали сделки, приостановленные в конце прошлого года и завершившиеся к концу первого квартала . Около 30% от всего объема составили новые игроки на Московском рынке недвижимости, в том числе сети общепита и магазинов. В большинстве случаев они пока только анализируют рынок и не всегда готовы к арендным ставкам столицы, но тем не менее первые сделки уже заключаются.
В первую очередь арендаторы рассматривают центральные, наиболее популярные локации, в том числе пешеходные зоны. Наибольшую активность проявили на рынке стрит-ритейла в первом квартале 2015 года общепит (34% от общего объема спроса), тогда как лидеры предыдущего квартала – продуктовые магазины – около (22%) от общего спроса. Снижение активности продуктовых магазинов, эксперты считают временным явлением и объясняют необходимостью полноценно запустить работу на всех объектах, арендованных в течение 2014 года.
«К концу первого квартала существенно возрос спрос банковского профиля – если в течение 2014 года на банки приходилось около 3,5% от всего объема спроса, то по итогам прошедшего квартала их доля возросла до 16%. С начала этого года, ряд государственных банков провели несколько сделок аренды под филиальную сеть, а банки, получившие господдержку, вернулись к рассмотрению помещений, за планируемых к подписанию в течение 2015 года».
В большинстве случаев спрос на рынке стрит-ритейла Москвы сегодня возникает благодаря точечному развитию. Многие арендаторы, которые арендуют помещения в нынешней экономической ситуации, считают ее отличным шансом разместить свой бизнес в удобных локациях на выгодных коммерческих условиях. По прогнозам экспертов JLL, спрос в 2015 останется целевым, и большинство арендаторов будут развиваться точечно.
В условиях кризиса наиболее активно развиваются продуктовые магазины. Также сегмента общепита, который продолжает активное развитие в расчете на перспективу роста будущее спроса.