Девелоперы могут вернуться к строительству жилья на первых этажах

Несмотря на то, что сегмент street-retail по-прежнему остается одним из самых привлекательных на рынке коммерческой недвижимости, далеко не все помещения на первых этажах жилых домов пользуются спросом со стороны арендаторов.

В сегодняшней ситуацией отсутствия экономического роста и - как следствие - снижения потребности в площадях, именно торговый сегмент остается единственным на рынке коммерческой недвижимости, в котором наблюдается положительная ценовая динамика – как в аренде, так и в продаже. Так, если в офисном сегменте цена метра оставалась стабильной, то средняя стоимость торговых объектов, по данным группы компаний RRG, выросла за 2013 год на 5%. Несмотря на это выросла и продажа торговых помещений в Москве.

Спрос на помещения под торговлю и сферу услуг в спальных районах, конечно, присутствует. Однако существующее предложение часто не соответствует требованиям ритейлеров. Например продолжает пользоваться спрососм ПСН - помещения свободного назначения. Однако предложение продажи арендного бизнеса чаще всего более распространено и окупаемость его выше.

Например, для размещения супермаркета требуется объект без капитальных стен площадью от 400 до 2000 кв м, под точку общепита – помещение с открытой планировкой, с повышенными требованиями по электричеству и отдельной вентиляцией. В итоге первые этажи новых жилых комплексов нередко пустуют: в некоторых проектах доля таких помещений в первые годы существования доходит до 30%, а в отдельных случаях – и выше.  ПСН по необходиммы критериям до сих пор покупателям натйи не легко. Не исключено, что девелоперам придется пересматривать концепции своих проектов, и первые этажи потенциально снова могут стать жилыми.

Источник: Арендатор.ру